СРЕДЬ МИРНОЙ СЕЛЬСКОЙ ТИШИНЫ

автор фото Ольга Харкевич

Чуть южнее Валдая, в окружении трех живописных озер, есть местечко под названием Короцко. Поселок этот долгое время был известен главным образом тем, что здесь находится психиатрическая больница. А того не знали, да и по сей день не ведают многие, что как раз древнее Короцко (рядом с современным поселком) - есть место святое, намоленное. Именно здесь в 1724 году родился Святитель Тихон Задонский, епископ Воронежский, всея Руси чудотворец.Совсем недавно довелось побывать в этом удивительном месте. И хотя ноябрь - пора для Новгородчины унылая, раскрашенная лишь в серо-дождливые тона, увидеть красоту природы первозданную, услышать тишину уединения, почувствовать святость этой земли посчастливилось. И еще с людьми удалось познакомиться: простыми и милыми, которые трепетно относятся к "делам давно минувших дней, преданьям старины глубокой...", а нынешнему поколению сельчан стараются любовь, память, обычаи деревенские передать...

СВЯТЫНИ

КОРОЦКА-СЕЛА

Итак, наш гид, библиотекарь Екатерина Тупицина, прежде всего повела к местной святыне - могиле, где покоятся родители преподобного Тихона (Савва и Домника) и где ежегодно в день памяти Святителя проходит служба. Раньше, сказывают старожилы, рака была покрыта красным покрывалом, а поверх лежал большой крест. Часовенка над погостом стояла. Теперь только две ступеньки от нее остались. Не единожды и само захоронение подвергалось варварским разрушениям, но всякий раз находились добрые люди, могилку восстанавливали. Вот и ныне она обихожена, заметно, что под приглядом. Кстати сказать, в начале шестидесятых валдайская газета "Ленинский путь" писала, как комиссия по религии при сельсовете на одном из заседаний порицала и самодеятельностью называла деяние отца Михаила - настоятеля Петропавловской церкви, что привел в порядок место упокоения родителей Тихона. А спустя десятилетия выходившая уже под названием "Валдай" местная газета публиковала множество материалов по истории села Короцко, святых местах и житии святого Тихона. Из газеты черпали сведения земляки про знаменитого подвижника православия. Узнали, что сам Тимофей Савельев (в монашестве Тихон) родился в семье бедного дьячка короцкой Никольской церкви. Вскоре отец умер, и крайняя нужда заставила мать будущего Святителя Домнику решиться отдать сына на содержание ямщику. От ямщицкой судьбы уберег старший брат, сказав матушке: "Отдадите его ямщику, ямщиком он и будет, а так, может, в дьячки или пономари определится". Тихону, окончившему в Новгороде духовную славянскую школу, семинарию, суждено было стать высокообразованным иеромонахом. Презирал богатство, а бедным помогал чем мог.Служил в Хутынском монастыре викарием, в Твери был настоятелем Успенского монастыря. Затем по велению императрицы Екатерины II стал епископом Воронежским, жил в Задонске, что в 90 верстах. Приходилось епископу не только простой люд, но и духовенство просвещать, ведь большинство священников воронежской епархии Нового Завета не читали. Школы открывал епископ. Сам множество книжных томов об истинном христианстве написал, призывал спасать душу. А когда в августе 1783 года скончался, то гроб с его телом служители обнесли вокруг храма и поставили в склеп. Через шесть десятилетий при строительстве нового собора в Задонске гроб открыли: тело оказалось нетленным. Прошло еще пятнадцать лет, и святой синод причислил епископа Воронежского Тихона к лику святых, а нетленное тело его признал святыми мощами. Рядом с кладбищем еще одна достопримечательность - церковь Покрова Пресвятой Богородицы, что возвышается над окрестностями, будто делит Короцко на современный поселок с пятиэтажками и древнее село. Когда-то, говорят здешние старушки, короцкая церквушка (непременно делают ударение на первый слог) сияла великолепием. Ни описать, ни рассказать. Резные золоченые ворота с ангелочками, а в большом престоле люстра в сотни свечей. Иконы какие! Главная - чудотворная Покрова Пресвятой Богородицы в серебряном окладе, перенесенная сюда из Покровского мужского монастыря, который, кстати, распался с созданием Иверского. Так вот, сюда, в Короцко, на богомолье съезжались православные со всей округи. Пешком шли даже из Боровичей, Демянска... А на праздник Покрова разворачивались неподалеку от храма на большой поляне ярмарки - самые крупные на Валдае. И лошадьми здесь торговали, и снедью разной, и орудиями труда. Ныне-то церквушка совсем разрушилась. Только стены величественные и крепкие стоят. Еще решетки, чугунные, кованые, лиходеям снять не удалось. Развал начался с 1937 года, когда священника да трех монахинь, Александру, Анастасию и Августу, увезли на телеге неведомо куда. Потом уж и убранство церквушки поруганью предали. Мать Августа дружна была с Евдокией Кустовой (на снимке), что и ныне в Короцко близ обветшавшего храма живет. Монахиня вышивать бабу Дусю обучала, подзоры дивные крючком вывязывать. И когда из храма все вывозили, просила Евдокия, чтобы хоть лапмадочку одну ей оставили на сохранение. Ничего не дали. Сейчас Евдокии Кустовой девяносто шесть годочков. Но голова светлая, и многое старушка помнит. Как венчалась в Покровской церквушке, как потом в этом храме склад был, затем сделали конюшню. Помнит, как горько стало, когда ограду старого кладбища убрали, и оскверняли последний приют короцких жителей собаки бездомные, кошки... У бабы Дуси всегда два вопроса, иронично замечал председатель тогдашнего сельсовета: чтобы кладбище огородили, чтобы баенку в деревне построили. Кладбище, правда, огородили, а баенку так и не сделали. Тем, как сейчас живется, Евдокия Кустова довольна. Пенсия большая, военная. Дрова на зиму есть. Дочь за ней присматривает, по хозяйству помогает. Сетовала только, что воровства много в деревне. У одной бабули котел чугунный из бани украли, а у нее самой - тазик алюминиевый. Тазик, слава Богу, нашелся на кладбище, видно в скупку металла не приняли. И еще сожалела, что нет сил теперь за целебной водицей к Параскеве ходить...

ХРУСТАЛЬНОЙ ЧИСТОТЫ ЗЕМНАЯ ВЛАГА

Примерно в одном километре от Борого озера в лесной глуши есть родник Параскевы Пятницы. К нему-то за живой водой мы и направились. Удивительно, но первые заморозки будто не тронули лес вовсе. Изумрудом при солнце ноябрьском хвоя елей, сосен поблескивает, а мох так зелен, что кажется, будто грибная пора в самом разгаре.

- А что вы думаете, может, еще и соберем на жарешку, - говорит Катерина. - Ридовки знаете, грибы такие? Прелесть. Сами, по правде сказать, сколько лет здесь живем, а к ним как к поганкам относились. Потом приехали в Короцко чернобыльцы (несколько семей). Ноябрь уж был, а они все ходят и ходят в лес с корзинами. Оказалось, за этими самыми ридовками. Грибов-подснежников (в этот день падал легкий снежок) мы не нашли. Зато опята, может, конечно, и ложные, почти на каждом пенечке пристроились. Вот и родник уж виден. Дорожка к нему широкими досками вымощена. Неподалеку от колодца крестик деревянный, а на нем в стеклянном обрамлении образок святой Параскевы. Пробираемся к роднику и обнаруживаем, что затоплен колодец-то. Бобры деревья зубами своими подпилили, плотину соорудили, и образовалось вокруг бревенчатого колодца крошечное озерцо. Вода, хоть и хрустальной чистоты, но недвижима, а посему испить ее не решились. Обычно же, рассказала моя провожатая, банками, бидонами земную влагу набирают. От разных недугов помогает: при заболеваниях желудка, головных болях. Даже лицо приукрашивает, и оттого, видно, местные девчата любят водицей здешней умываться. Расстроились очень селяне, особенно старушки, с которыми говорить довелось, что родник в запустении. Ну да дело поправимое. Недавно состоялась в Валдае научная конференция, и там о проделках бобров сообщалось. Боровское лесничество факт этот без внимания не оставит, и будут скоро жители Короцко и Бора снова за водой к святому колодцу ходить. А вот быть ли церквушке Покрова - вопрос вопросов.

СТЕНЫ МОНАСТЫРСКИЕ БОЛЬНИЧНЫМИ СТАЛИ

Идея создать во славу Тихона Задонского монастырь на его родине принадлежит санкт-петербургскому помещику Елагину, который трепетно относился к имени и духовным трудам Святителя. Он и сам внес крупную сумму в строительство, и благотворительные средства привлекал. Собор получил название Владимирский, так как освящен был в честь иконы Владимирской Божией Матери, а малый его храм именем Тихона назван. Говорят, что в нем хранилась часть мощей святого, принесенная в Короцко из Задонска. Через несколько лет на территории монастыря появилось еще одно культовое строение - небольшая церковь во имя святой Варвары и всех святых. Рассказывают, что на одной из стен маленького храма иконописцы воссоздали образ святой Варвары. И когда спустя десятилетия церковь приспосабливали под склад, строители всякими растворами пытались замазать изображение великомученицы. А облик Варвары все время проступал. Пришлось заложить изображение плитами. Но те жители Короцко, кому ныне чуть за сорок, очень хорошо помнят, как ребятней прибегали посмотреть на "красивую тетеньку", нарисованную на стене храма. Еще нельзя не сказать о том, что монастырь был прибежищем странников, коих щами монастырскими, хлебом, квасом потчевали. Монахини обрабатывали землю: рожь сеяли, ячмень, овощи. Вообще же короцкий Тихоновский монастырь постигла участь многих других обителей. После революции здесь была сельскохозяйственная артель, затем колония для беспризорников, потом техникум молочного животноводства, а с 1937 года организована психоневрологическая больница. В Великую Отечественную монастырь стал госпиталем, а после войны в нем опять разместилась психоневрологическая больница. На наш вопрос, не удручает ли жителей соседство с клиникой, отвечали "нет". Больница сама по себе - в стороне. К тому же многие селяне там работают. Подсобное хозяйство тут возрождается, и можно подешевле купить и мясо, и овощи. А если несчастье - похороны у кого-нибудь, машину тоже больница выделяет, дровами помогает...

Что еще о Короцко рассказать? Живут здесь примерно 460 человек. Те, что помоложе, в новом поселке обосновались. Старожилы - в церковном селе. Райцентр рядом, так что некоторые там трудятся. А те, что работой себя не утруждают, - пьют. Есть горе-семьи, в которых детишки за школьные парты не садились. Бегает беспризорная детвора на "богомолку" машины мыть. Потом в дом копеечку несут. Есть свои умельцы, у коих руки золотые да фантазия неуемная. Например, повар по образованию Валерий Тупицин такие причудливые фигуры из дерева выпиливает - глаз не оторвать, а Екатерина Байцер - рукодельница от Бога. Салфетки, скатерти, вазочки и плошечки разные мудрено крючком вывязывает, диву даешься. Владимир Великопольский, по профессии следователь, плетеными изделиями из лозы односельчан удивляет.

Разные люди тут, но есть обстоятельство, всех объединяющее: земелюшку свою любят, святой называют. А за то, что память историческую жителям села вернул, благодарны бывшему врачу психиатрической больницы Юрию Поведскому, автору любопытнейшего сборника кваеведческих очерков под названием "Валдайское приселье".

Светлана ЛАПТИЙ.

д. Короцко,

Валдайский район

по материалам "Новгородские ведомости" 08.12.2000 №81(14602)

автор фото Ольга Харкевич