Соль земли. (Очерк — размышление).

file_216.jpg

Случилось хорошее — благодари Бога, и хорошее останется. Случилось плохое — благословляй Бога и плохое прекратится. Слава Богу за все… Святитель Иоанн Златоуст.
Для чего пишутся эти строки? Каждая семья по-своему хранит память о своих истоках, своих корнях. Хорошо, если хранит... А ведь нередко бывает и так: живет человек сегодняшним днем, ничего его не волнует. Нужно ли ворошить прошлое, когда в настоящем трудно выжить, время бежит вперед, до истории ли нам теперь? Кризис, колапс — слова то какие...
И вот тогда домашний архив может стать путеводной нитью. Чтобы пройденные вехи не гасли, не терялись в тумане беспамятства, о освещали бы наш путь и наших уже потомков – пройденный, и тот, что предстоит...
Но знание своих истоков, своей истории без знания Православия не возможно. Каждый народ, как и каждый человек, идет своим путем. Бог на земле и леса с полями не уровнял. Нет на земле одинаковых судеб, одинаковых народов. У каждого своя миссия, свое предназначение. И русский народ ни на какой другой не похож. В какой другой стране построено было столько монастырей и храмов? Какая еще страна на земле названа святой — Святой Русью...
Такие мысли навеяла мне одна семейная реликвия. В конце восьмидесятых мой дедушка, Матвей Данилович Яшорин, подарил моей сестре на свадьбу в благословение икону Иакова Праведного — Боровического чудотворца...
Икона заняла достойное место в нашей квартире и постоянно каким-то таинственным образом привлекала к себе взгляд. Достав икону из кивота я обнаружил на оборотной стороне надпись: «Въ благословение боголюбивой и досточтимой монахини ДомникЪ, Управляющей Короцким во имя Святителя Тихона монастыремъ, в день ея Ангела, от Благочинного Монастырей и Общины Иверского Архимандрита Леонида. 8 Генваря 1893 года». (1) Тогда я, сознаюсь честно, не придал особого значения тому, что это за надпись на обороте, кто эти люди, и как наша семья со всем этим связана...
Прошло какое-то время, но обращая внимание на икону, которая стояла на книжной полке, мне казалось, что Святой отрок Иаков смотрит на меня укоризненно. И я занался выяснением
этой истории. Матвей Данилович к тому времени уже умер, мне пришлось собирать информацию буквально по крупицам, коря и ругая себя, что я раньше не расспросил своего деда об этом...
Об игумении Домнике известно следующее: ее мирское имя — Наталья Павловна Тихонова, дворянка. Год рождения и место жительства неизвестны. Поступила в Короцкий монастырь 2 мая 1880 года при настоятельнице Вере. 6 февраля 1892 года умирает игумения Вера. И на место первой почившей Короцкой игумении Веры 1 августа 1892 года была назначена рясофорная послушница Наталья Тихонова временной управительницей Короцким монастырем. 13 августа того же года настоятелем Валдайского Иверского монастыря архимандритом Леонидом пострижена в монахини с именем Домники, 19 февраля 1893 года была утверждена настоятельницей...
«Государь Император, в 15 день мая, Всемилостивейше соизволил удостоить награждения за заслуги по Духовному Ведомству: саном игуменьи — настоятельницу Валдайского Короцкого женского монастыря, монахиню Домнику... 1 июня 1894 год.»
Игумения Домника фактически завершила устройство монастыря. К 1895 году она окончила строительство летнего каменного храма, начатого в 1890 году почившей игуменией Верой.
Вот как это событие описывает Павел Михайлович Силин: «... 25-го июня в Валдайском Короцком во имя Святителя Тихона, женском монастыре происходило освящение нового каменного храма в честь св. великомученицы Варвары и всех святых, заложенного в 1889 году настоятельницей, игуменией Верой (ныне умершей), и оконченного тщанием и усердием настоятельницы, игумени Домники...
Обитель Короцкая может быть причислена к числу благоустроеннейших обителей земли русской, в ней есть школа — приют для круглых сирот, а сестры обители занимаются и обработкой полей и рукоделием и иконописанием.
Энергичная и деятельная настоятельница монастыря, игумения Домника, много трудится к его процветанию, ее заботливость простирается и на благолепие и на украшение храмов, на улучшение хора монастырских певчих, на лучшее содержание школы — приюта сироток и многие другие отрасли монастырского хозяйства. Ею устроена в городе Валдае деревянная часовня в честь Святителя Тихона с жительством для сестер обители ее стараниями и усердием окончена и благолепно украшена церковь во имя св. великомученицы Варвары и всех святых, устроены многие келии для жительства инокинь и ее усердием воздвигается здание больницы для престарелых и больных инокинь, с домовой при ней церковью, во имя святителя Саввы, архиепископа Сербского, и преподобной Домники, имена которых носили приснопамятные и блаженные родители Тихона — Савва и Домника...
В тот же день, 25 июня, в три часа по полудни, в соседнем с обителью Короцкой, селе Короцке, на том же месте, где по церковному преданию, родился в семье бедного сельского дьячка Саввы Кириллова, в 1724 году, святитель Тихон, Задонский чудотворец, происходило другое скромное духовное торжество – закладка, двухклассной церковно-приходской школы имени святителя Тихона. Здание это будет двухэтажное, каменное, воздвигаемое на средства братства святителя Тихона, Задонского чудотворца в селе Короцке, Валдайского уезда, на каковой предмет предложено израсходовать 5890 рублей...»
Так же на собственные средства игумения Домника построила над могилой родителей святителя Тихона деревянную часовню, с куполом, увенчанным крестом. Часовня огражена металлической решеткой. Внутри часовни находилась гробница, обитая под серебро. Стены ее были украшены изображениями, связанными с жизнью святителя Тихона.
За свои труды и усердие по управлению обителью игумения Домника была награждена наперстным крестом.
«По определению Святейшего Синода удостаивается, ко дню Коронования Их Императорских Величиств, награждения, за заслуги по духовному ведомству: наперстным крестом , от Святейшего Синода выдаваемый: настоятельница Валдайского Короцкого женского монастыря, игумения Домника. 1 июня 1896 год.» (2)
Умерла игумения Домника 19 марта 1898 года. В надгробном слове Стефан Николаевский, священник Короцкого женского монастыря, сказал: «Оставив все земное, она всецело предала себя в руку Божию и с величайшим благодушием и терпением переносила болезнь свою, считая и ее благим даром Божиим, ниспосланным с неба, по милости Промыслителя, для нравственного очищения и спасения души. Обращение с Господом было самою радостною ее мыслью и, удостоившись причащения св. Тела и Крови Господней, она тихо и спокойно почила на смертном одре своем, как будто легким сном, а не смертью.
Если взглянуть на жизнь почившей, нужно верить, что душа ее во благих водвориться...
Кто имел отношение, к сей обители, тот мог наблюдать, с какой заботливостью относилась почившая к благолепию храмов и благоустройству обители: своими заботами и трудами почившая привела обитель, как во внешнем, так и во внутреннем отношениях в цветущее состояние...
Да, деятельность и заботливость почившей, особенно дороги для сестер сей обители, особенно чуствительна утрата почившей: она относилась к нам поистине как мать родная... Поистине «блажени мертви умирающие о Господе (Апокал. 14, 13)»
Об архимандрите Леониде удалось выяснить следующее. Отец леонид, сын священника города Нежина, Черниговской губернии (в миру Михаил Ильяшевич). 9 августа 1842 года рукоположен в диаконы Нежинской Покровской Церкви. Овдовев, по желанию своему, 22 мая 1852 года определен в число братства Черниговского архирейского дома, где и пострижен, с именем Леонид, в иночество 25 марта 1856 года. А 23 апреля того же года рукоположен в иеромонахи. Затем проходил послушания: в Нежинском Благовещенском монастыре — благочинного, Черниговском Елецком Успенском монастыре и Свято-Троицкой Александро-Невской лавре — трапезного. Указом Святейшего Синода, от 20 января 1871 года назначен настоятелем Сурдетского Свято-Духова монастыря с возведением в сан архимандрита. Указом Синода, от 13 августа 1875 года перемещен Настоятелем Скворцовского монастыря близ города Новгорода. 16 апреля 1876 года резолюцией митрополита Новгородского и Санкт-Петербургского определен благочинным новгородских монастырей. Указом Святейшего Синода, от 13 января 1884 года, перемещен настоятелем Валдайского Иверского первоклассного монастыря, с поручением должности благочинного местных монастырей.
Когда в 1894 году было решено на родине святителя Тихона Задонского учредить духовно-просветительское братство и устроить двухклассную церковно-приходскую школу, первую существенную лепту вложил архимандрит Леонид и отчислил 1000 рублей единовременно в капитал Короцкого братства, а далее ежегодно отчислял по 300 рублей на нужды братства. 24 августа 1892 года братство было открыто, главными деятелями в совете были архимандрит Леонид и Павел Михайлович Силин (валдайский нотариус и краевед). 14 февраля 1894 года архимандрит Леонид внес в кассу Короцкого братства 5000 рублей на постройку здания церковно-приходской школы. 22 сентября 1896 года школа была открыта.
Вот что писал в «Русском Паломнике» за 1892 год сам Силин П.М. в статье на пятидесятилетие со времен служения архимандрита Леонида в священном сане: «Его долголетнее служение Церкви Христовой ознаменовано многими трудами и заботами по благоустройству вверяемых его управлению монастырей... Под его отеческой рукой благоукрасилась и Иверская обитель Богоматери: устроен водопровод, монастырская школа, улучшено церковное пение, устрояется отопление соборного храма, бывшего до сих пор холодным, и вообще, на все стороны жизни монастырской, как нравственной, так и в хозяйственном отношении, обращено внимание почтенного отца настоятеля. Как благочинный монастырей он являет в себе опытного начальника. Многие обители, под его отцовским, мудрым руководством начали возрастать, процветать и благоукрашаться. Не могу пройти молчанием его усердие к открытию вновь возникающего Братства во имя Святителя Тихона Задонского чудотворца, в селе Короцке, Валдайского уезда, и его заботы по учреждению этого Братства, так необходимого в здешнем крае...»
Таким образом, два игумена двух крупных монастырей — Короцкого и Иверского на протяжении 1892-96 годов тесно сотрудничали на духовной почве. Икона Иакова Боровического чудотворца, подаренная 8 января 1893 года, - видимо, знак внимания архимандрита Леонида к вновь назначенной управляющей Корицким монастырем.
Умер архимандрит Леонид видимо в 1902 году, так как в годовом отчете Братства Тихона, Задонского чудотворца за 1901-1902 год можно увидеть следующую запись: «В отчетном году из состава Братства выбыл за смертью почетный член и записанный в разряд учредителей архимандрит Леонид...»
Читаешь документы тех времен и возвращаешься к мысли, что, к сожалению, у большинства наших современников представление о Церкви сложено еще на основе советской пропаганды. Многие люди, которые причасляют себя к интеллигенции и обладают общирными познаниями в истории России (это они так считают), все еще нередко воспроизводят живучие стереотипы, созданные «мастерами агитпропа». К примеру, почему-то принято призрительно отзываться о социальной роли Церкви, говорить, будто Церковь ничего не делала для народа...
Теперь напрашивается вопрос: «Каким же образом эта икона попала в нашу семью? Дело в том, что уже мой прадед Даниил Иванович Яшорин был церковным старостой церкви Покрова Божией Матери села Короцко. «В 1936 году записался я в церковную двадцатку, выполняя обязанности председателя двадцатки. Прошлая моя деятельность: до 1914 года был волостным старшиной при Зимогорском Волостном управлении. Один год и два месяца собирал царские налоги, страховые и другие платежи. Началась Германская война и я ушел по мобилизации. Служил унтер-офицером в Кронштадтской крепостной артиллерии... Я лично стою за старую власть, но утверждаю, что и теперь советская власть от Бога, ибо любая власть от Бога, как я читал Апостола Павла...» – это отрывок из допроса в НКВД, когда 27 сентября 1937 года моего прадеда и Короцкого священника Михаила Ивановича Зимнева арестовали по доносу. И месяц спустя расстреляли (приговор приведен в исполнение 30 октября 1937 года в г. Ленинграде, местом захоронения является так называемая Левашовская пустошь). (3)
Обитель святого Тихона Задонского была закрыта в 1931 году. «... Потом то все прахом пошло – за колхозы стали агитировать, скотину всю поотбирали: разор-то пошел по деревням, что твоя чума. Многих по миру пустили и Данилу Ивановича не миновало. Потом и до церквушек наших добрались, все под замок супостаты закрыли. Монастырь весь до тла разорили, как вороны налетели. Много иконочек по рукам разошлось, мы-то с суседкой то же пошли просить – так ей-то дали лампадку с иконой, а меня прогнали – «молодая», – говорят. Монашки по свету разбрелися Слово Божие нести. В селе-то их мало осталось, многих арестовали, а кто остался – тем в кладбищенской сторожке разрешили жить...» (из воспоминаний жительницы села Короцко, Петровой Антонины Михайловны, 1915 — 1995). (4)
В общем-то революция 1917 года помимо известных трагических событий и последовавшие за этим кровавые репрессии 1937 года умело вытравили понятие «род». Откуда твой корень? Тот счастливый уголок, где раздался первый крик твоего родового начала, и от куда берет течение твоя фамилия. Это похоже на тактику грубого, циничного и умелого разрушения родового корня. Что значит слово «родословная»? Это слово о роде. Что будет с домом, если не будет потомства? Его разворуют и разрушат. Что знаем о своих предках? В подавляющих случаях только немного о бубушке, дедушке и кое-что (на уровне легенд) о прабабушке и прадедушке. Не помня родства, мы не имеем возможности молиться о покое ушедших в мир иной, а это обыкновенная неблагодарность к тем, кто через свою кровь дал нам жизнь. Не зная или не помня их, забудут и о нас. А это уже не геноцит, а самоедство, самоуничижение.
Икона стала не только семейной реликвией, она стала святыней, она через года связала между собой столь выдающихся людей. Они – соль своей земли, как сказал Господь. Все доброе и достойное, что есть в нас, мы унаследовали от своих православных корней, поэтому наша душа по природе и по наследству – христианка.

1. Орфография надписи сохранена полностью.
Во всех цитируемых документах орфография и пунктуация сохранена
2. Подробно о сфабрикованном деле «Зимнева — Яшорина» написано в очерке «Два праздника»
3. Стилистика речи сохранена.
Олег Яшорин, Иверский монастырь

Источники:
1. Архив УФСБ по Новгородской области. Дело 1а/11995.
Поведский Ю.Н., Валдайское приселье, Тверь, 1997.
Памятная книжка Новгородской губернии на 1915, стр. 145, Губернская типография.
Кокорева К.М., Из истории Валдайских храмов, газ. «Православный Валдай» 11 (23) 2005.
Аверин А.Е., Календарь истории епархиальной жизни города Валдая и Валдайского уезда. 1858 — 1932 года.
Поведский Ю.Н., переписка 1994-96 года с автором.
Яшорин О.Ю., «София» 3, 1996, Новгород, «Письмо в «Софию».

по материалам ]]>www.iveron.ru]]>