Храмы села Короцко, Братство Святителя Тихона

башня монастыря.jpg

По материалам книги Ю. Н. Поведского «Валдайское приселье». Юрий Николаевич Поведский, по специальности врач-психиатор, в период своей работы в Короцкой психоневрологической больнице увлекся историей п. Короцко и собрал обширный и чрезвычайно интересный для нас материал по этой теме.

Часть материалов была опубликована в газете «Валдай» более 10 лет назад. Полнее они представлены в брошюре «Валдайское приселье», которая была выпущена в 1997 году в Твери издательством «Старый город» в историко-краеведческой серии тиражом всего 100 экземпляров, и потому практически недоступной Валдайскому читателю. В настоящее время Ю. Н. Поведский живет и работает в В. Новгороде.

В жизнеописании свт. Тихона Задонского, опубликованном в газете «ПВ», вып. 18 за август 2004 г, также были использованы некоторые сведения, почерпнутые из книги «Валдайское приселье».

Покровский монастырь

Примерно в 30–х или начале 40-х годов XVII века (между 1629 и 1644 годом) в Короцко возле деревянной церкви Покрова Пресвятой Богородицы, разоренной литовцами, возникла небольшая монашеская община численностью около 13 человек. Ими был поставлен новый деревянный храм Покрова. Первый настоятель Покровского монастыря игумен Тихон пишет в челобитной царю в начале 1645 г: «…наше богомолье, храм пречистые Богородицы Покрова стоял пуст с разоренья много лет и огнил, и развалился, а ныне храм поставлен новый…». Антиминс, выданный при освящении храма между 1635 и 1645 годом, по свидетельству Н. Богословского, (описание прихода села Короцко из Новгородского сборника №2 за 1865 г) сохранился до XIX в.

Вскоре, (после 1650 г) рядом был построен еще один деревянный храм, освященный во имя святителя Николая Мирликийского, и рядом с ним колокольня. Короцкие церкви были общими для монастыря и для прихода.

Вначале Покровский мужской монастырь был одним из беднейших в Новгородской епархии, к нему были приписаны всего 2 двора. После основания патриархом Никоном Иверского мужского монастыря, в 1654 г Покровский монастырь был приписан к Иверскому монастырю. В это время он был уже типичным средним монастырем, к которому в 1657 г было приписано 17 дворов.

Никаких подробных сведений о жизни Покровского монастыря не сохранилось. Возможно, в конце 1659 г его посетил патриарх Никон по пути в Троицкую Галилейскую пустынь у оз. Велье.

Последний настоятель монастыря Терентий упомянут в документах в 1706 г. После 1718 г (более точная дата нам неизвестна) Покровский монастырь был упразднен. В селе остались приходская церковь Покрова с весьма почитаемой храмовой иконой, возможно, сохранившейся от старого Покровского храма, разоренного литовцами, и Никольский храм.

Храм Покрова Пресвятой Богородицы

Первой церковью в селе Короцко был деревянный храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы, год его строительства неизвестен, но есть предположение, что он был срублен в первой половине XV века.

Аргументация в пользу этой версии у автора Ю. Н. Поведского следующая.

Почитание праздника Покрова Пресвятой Богородицы в Новгородской земле очень распространилось при архиепископе Иоанне II (1389 – 1415 гг). На эти же годы приходится и пик строительства храмов в Новгороде.

Другой аргумент состоит в том, что деревянная церковь в сухом месте стоит, в среднем, 300 лет, а с учетом замены нижних венцов может простоять и до 400 лет. Но Покровский храм, построенный монахами около 1645 г, через 180 лет также обветшал. Поэтому, автор высказывает предположение, что для его строительства были использованы старые бревна первой церкви Покрова, с заменой лишь нижних венцов, и следовательно, первоначальный сруб мог относиться к первой половине XV века. Построенный же рядом с ним несколько позднее Никольский храм простоял почти 300 лет.

После 1612 г, во время «литовского разорения» Новгородчины, как назван этот период Смутного времени, церковь Покрова Пресвятой Богородицы была разграблена и стояла пустой еще более двух десятилетий. По преданию, от старой церкви сохранилось лишь несколько образов, в том числе и образ Покрова Пресвятой Богородицы.

Как уже сказано выше, разоренный литовцами храм обветшал, и вместо него небольшая монашеская община во главе с игуменом Тихоном поставила новый деревянный храм, освященный между 1635 и 1645 годом также во имя Покрова Пресвятой Богородицы.

По-видимому, для строительства этого храма был использован материал от старого строения, но поставлен он был несколько западнее прежнего, и через 180 лет после постройки он тоже обветшал.

Вторая (по времени) Покровская церковь была разобрана в 1823 г, и на ее месте в 1825 г сооружен одноименный каменный трехпрестольный храм с колокольней. Он был прямоугольной формы с квадратной апсидой, имел с трех сторон (кроме восточной, алтарной) по 4 колонны и двери в храм. Барабан был восьмигранный, венчаемый куполом с четырехконечным вызолоченным крестом. С запада в единой связи с храмом находилась двухъярусная колокольня, из которой также был вход в храм. В храме было 14 окон. Оштукатуренные стены покрыты желтой и белой краской. Ширина храма была 11 м, длина вместе с колокольней 32 м, высота колокольни – 50 м. Храм был построен на средства валдайской помещицы Татьяны Романовны Стоговой, чье поместье было в Короцком приходе (в сельце Глебово). У стен этой церкви она и была погребена.

Главный престол храма освящен в 1836 г во имя Покрова Пресвятой Богородицы. В 1825 г были освящены левый придел - во имя преподобного Феодора Трихины (святого угодника, жившего во Фракии в I тысячелетии, память его 20 апреля), а правый - во имя Св. Николая Мирликийского (в 1914 г он переосвящен во имя Тихона Задонского).

Святыня храма – чудотворная икона Покрова Пресвятой Богородицы в серебряном, местами вызолоченном, окладе находилась за правым клиросом. Вблизи нее располагалась икона св. великомученицы Параскевы Пятницы, известная под именем «явленной». В алтаре, за престолом на окне висел портрет свт. Тихона, присланный из Задонска в 1852 г. Здесь же в стеклянном футляре находился ветхий помянник рода свт. Тихона, написанный его отцом Савелием. Перед солеей находились две иконы с изображением святителя Тихона: одна большая, в серебряной ризе, другая – поменьше, с двумя частицами его мощей.

«Со времен построения церковь сия приходит в большое благоустройство и благолепие», - писал о ней в середине XIX века Короцкий священник Димитрий Пользинский.

В 1937 г после ареста последнего короцкого священника о. Михаила Зимнева церковь закрыли, а церковное имущество реквизировали.

В годы Великой Отечественной войны в храме был загон для лошадей, затем ее стали разбирать на кирпич для печей. В настоящее время полуразрушенная церковь имеет плачевный вид.

Никольский храм

Никольский храм находился юго-восточнее Покровского, за современной оградой кладбища. Вероятно, он был поставлен после 1650 г на месте первого Покровского храма, перестроенного к 1645 г. Мнение о том, что Никольская церковь стоит на месте более древней деревянной церкви, высказывали в конце XIX века исследователи П. М. Силин и П. Е. Плавинский. Это была небольшая прямоугольная постройка клетского типа, срубленная из соснового леса, вывезенного, по преданию, из Пятницкого болота и обшитая тесом. У нее был граненый алтарь и пониженная паперть. Живописность храму придавала двухскатная крыша с переломом. Маленькая главка, покрытая первоначально в чешую, завершалась железным крестом. Простоте внешнего вида соответствовала и простота внутреннего убранства. Ее внешний и внутренний вид так описывал краевед П. М. Силин:

«Невысока и необширна эта церковь. Срублена она из соснового леса, снаружи в недавнее время обшита тесом, имеет одну главу и маленькие, почти волоковатые окна. Проста ее внешность, проста и внутренность. Пол неокрашенный, стены бревенчатые, иконостас трехъярусный, простой, с иконами, которые по пошибу письма относятся к XVII веку. Пред местными иконами Спасителя и Богоматери простые деревянные точеные подсвечники, и такой же подсвечник в алтаре за престолом. Над престолом деревянная резная сень. Нет в древнем храме св. Николая ни богатых украшений, ни пышных облачений, все в нем просто и убого, но для любителей отечественных древностей и чтителя святыни, храм этот есть драгоценный памятник воспоминаний о святителе Тихоне Задонском, причисленном к лику святых, так как, по преданию, в этом храме по рождении своем в 1724 г он был крещен и назван Тимофеем.»

В Никольском храме служил дьячком отец святителя Тихона Савелий, а затем и брат его Ефим, а сам святитель в детские годы часто пел и читал в нем, помогая в службе старшему брату.

Храм простоял почти до середины XX века, он был разобран во время Великой Отечественной войны. В настоящее время на его месте находится могила протоиерея Валдайской церкви И. И. Сизова.

В 1892 г Короцко посетила настоятельница Иоанно-Предтеченского Леушинского монастыря Череповецкого уезда игуменья Таисия, которая посвятила этому храму стихотворение, напечатанное в том же году в Синодальной типографии под названием:

Село Короцкое. Родина святителя Тихона

Куда ты, странник одинокий,
Спешишь так рано на заре?
На край ли севера далекий
Иль в Киев град? Скажи ты мне!

В пределах древнего Новграда,
Там, за грядой Валдайских гор,
Есть сердцу странника отрада,
Есть мысли набожной простор.

Там есть селение простое,
Жилище скромное крестьян,
А в нем – сокровище святое –
Стоит древнейший Божий храм.

В селенье бедном там родился
Избранник Божий Тимофей,
В нем вырос, грамоте учился,
Делил нужду с семьей своей;

В убогой хижине безвестной
Среди лишений и скорбей,
От колыбели путь свой тесный
Здесь начал отрок Тимофей.

В том храме детская молитва
Из сердца детского лилась
И в нем таинственная искра
Любви Божественной зажглась.

И благодать на нем почила.
Господь себе его избрал
И в нем великое светило
Своей он церкви намечал.

Тот храм красуется поныне,
Он – светоч Короцка села.
О, как бесценна та святыня!
Как сердцу русскому близка!

Там дух святителя витает,
Дух мира, кротости, любви;
Там все о нем напоминает
Средь мирной сельской тишины.

Там досточестно почивает
И прах родителя его,
Где всяк колена преклоняет
И «память вечную» поет.

Туда, мой друг, я поспешаю,
Туда стремлюсь я всей душой.
Под сенью той давно желаю
Склониться бедною главой!

Товарищ! Поспеши за мною!
Пойдем молиться в церкви той,
Где Тихон детскою душою
Молился о стране родной

 

Кладбище. Могилы родных свт. Тихона

Рядом с храмом Покрова и доныне существует кладбище. Его древнейшая часть, видимо, находится к востоку от местоположения бывшей Никольской церкви. В 1848 г кладбище было закрыто, и захоронения совершались в поле за селом. В 1860 г старое кладбище было вновь открыто, так как к нему был прирезан участок земли. В конце XIX века кладбище было обнесено булыжной оградой, и внутри ее находилась церковная сторожка. Это кладбище было широко известно верующим как место упокоения отца и других родных свт. Тихона.

Уже вскоре после кончины святителя к могилам его родных стали приходить богомольцы, и служились панихиды. Перед прославлением свт. Тихона в 1861 г жители Короцко обозначили могилу отца Тихона столбом с надписью: «На сем месте покоится родитель свт. Тихона». По-видимому, рядом с могилой отца находились и могилы его деда, Короцкого причетника Кирилла и жены его Гликерии. В дальнейшем, это место погребения родных святителя было обнесено простой деревянной решеткой. В середине была выложена гробница из кирпичей и поставлен обелиск, увенчанный крестом, в центре которого в углублении, закрытом стеклом, помещалась икона свт. Тихона и перед ней лампада. На жестяной доске была сделана надпись: «Здесь погребены рабы Божии Савва и Домникия, родители свт. Тихона. Господи, упокой их и сродников их в Своем Царствии»

В 1892 г на личные средства настоятельницы Тихоновского монастыря игумении Домники на этом месте была выстроена деревянная часовня, внутри которой находилась гробница, оббитая под серебро. Стены часовни были украшены изображениями, связанными с жизнью свт. Тихона. Часовня была окружена металлической решеткой и освящена 16 июня 1893 г архиепископом Новгородским и Старорусским Феогностом.

До настоящего времени эта часовня не сохранилась. Вместо нее построена часовня из красного кирпича, освященная архиепископом Новгородским и Старорусским Львом 7 ноября 2004 г.

Причт села Короцко

Причт села Короцко состоял из священника, дьячка и пономаря. В конце XIX века должность пономаря была упразднена, а дьячок стал именоваться псаломщиком. В самом начале XVIII века священником Короцкого прихода был о. Диомид. С ним на должности дьячка, вероятно, и служил отец, а может быть, и дед святителя Тихона.

Сын о. Диомида иерей Алексей Дементьев служил в Никольской церкви вместе с дьячком Ефимом Савельевым, братом свт. Тихона (оба они упомянуты в документе 1731 г). Династия Короцких священнослужителей продолжается до 1824 г.

Священника Алексея Дементьева сменил его сын Ефим, рукоположенный в иереи в 1758 г, с ним продолжал служить дьячок Ефим, брат свт. Тихона Задонского. С 1784 по 1823 г иереем был Никифор Ефимов (сын о. Ефима), а с ним до 1823 г служил дьячком Матвей Ефимов (племянник свт. Тихона).

С 1821 по 1834 г в Короцком приходе было два причта в двух приходских церквях, а затем остался только причт Покровского храма, так как с середины XIX века богослужение в Никольской церкви совершалось только раз в год.

Во втором причте до 1827 г служил иерей Дмитрий Иоаннов с дьячком Иваном Мининым, затем до 1850 г о. Алексей Сорийский и до 1860 г о. Димитрий Пользинский. При этих иереях служили потомки Ефима Савельева, брата свт. Тихона. Последним из этого рода явился праправнук Ефима Прокопий Иванов, который был пономарем до 1866 г, и таким образом, оказался свидетелем прославления свт. Тихона Задонского в 1861 г.

С 1860 до 1899 г священником в Короцке был Иоанн Зимнев, сын иерея Валдайской Введенской церкви Мирона Васильевича Зимнева. Он много сделал для просвещения своего прихода: начал собирать библиотеку при церкви, в приходе с общим числом жителей около 2000 человек открыл приходскую школу в Короцко, где сам и преподавал, а также школы в деревнях Бор, Лисичино, Каменка, Козьяки, Глебово, Середея. В этих школах в 1860-х годах обучалось около сотни детей. При нем пономарь Поспелов организовал церковный хор в д. Глебово. Сам о. Иоанн описал свадебные обычаи своего прихода (опубликованные в Новгородском сборнике № 2 за 1865 г) и составил летопись своей церкви (опубликована в Новгородских епархиальных ведомостях в 1894 г). За усердную службу он был награжден бархатной фиолетовой скуфией в 1876 г и бархатной фиолетовой камилавкой в 1883 г.

На место о. Иоанна заступил его сын Михаил Зимнев, рукоположенный в священники 1 октября 1899 года. Он стал последним священником Короцкого прихода, служившим и при советской власти, вплоть до своего ареста в 1937 г. Михаил Зимнев, родившийся в 1875 г, в 1896 г окончил Новгородскую духовную семинарию и до 1899 г работал учителем в Короцкой церковно-приходской школе при Тихоновском братстве. После своего рукоположения в иереи он возглавил эту школу, а позднее преподавал закон Божий также в других школах своего прихода: земских школах в д. Гагрино и Козьяки и школах Петроградского воспитательного дома в д. Бор и Гагрино. Он неоднократно награждался епархией за ведение народных чтений. Как и его отец, имел скуфью (с 1908 г) и камиловку (с 1915 г). С 25 мая 1917 г он стал Благочинным I округа Валдайского уезда.

Его жена Лидия Константиновна некоторое время преподавала в Короцкой братской школе. У них было пятеро детей, из которых двое старших, Борис и Лидия учились в училищах духовного ведомства.

Ночью 27 сентября 1937 г о. Михаил Зимнев, а также церковный староста Даниил Иванович Яшорин были арестованы по обвинению в контрреволюционной деятельности и через месяц расстреляны в Ленинграде. В это же время арестовали бывшего дьякона Короцкого монастыря 68-летнего Поликарпа Николаевича Соловьева и двух бывших монахинь, живших в сторожке на кладбище.

Братство святителя Тихона

Знаменательным событием для села Короцко явилось открытие 24 августа 1892 г духовно-просветительного братства святителя Тихона. Идею создания братства и церковно-приходской школы при нем подал член-делопроизводитель училищного совета при Святейшем Синоде В. И. Шемякин, приезжавший зимой 1891 г в Валдай для осмотра церковных школ.

Устав братства был составлен почетным смотрителем Валдайского городского училища П. М. Силиным и утвержден в мае 1892 г митрополитом Новгородским и Санкт-Петербургским Исидором. Покровителем братства стал глава Новгородской епархии. Был образован совет братства, состоящий преимущественно из духовенства. Обязательными членами совета были иерей Короцкого прихода (с 1899 г – о. Михаил Зимнев) и церковный староста (с 1900 г – крестьянин д. Бор Яков Егорович Гущин, получивший за свою безупречную службу две медали) В разные годы братство насчитывало 120 – 160 членов. Оно ставило своей целью подъем религиозного сознания через распространение среди населения Священного Писания, обеспечение школ книгами и пособиями.

Денежный фонд братства состоял из пожертвований архиепископов, настоятелей монастырей, в том числе, Иверского, Короцкого и Задонского, взносов членов братства и Валдайского Земства.

На эти средства в первую очередь был отремонтирован деревянный Никольский храм в селе Короцко. В день освящения летнего храма во имя великомученицы Варвары и Всех святых в Тихоновском монастыре, 25 июня 1895 г митрополитом Новгородским и С-Петербургским Исидором было освящено также место для строительства школы. По преданию, на этом месте стояла изба, где в 1724 г в бедной многодетной семье дьячка Никольской церкви Савелия Кириллова родился мальчик Тимофей, будущий епископ Воронежский, святитель Тихон Задонский.

Настоятель Иверского монастыря архимандрит Леонид предложил объединить церковно-приходскую школу при Иверском монастыре и вновь создаваемую Короцкую школу. В 1894 году он внес на строительство школы 5000 руб. Братия монастыря учредила стипендию имени архимандрита Леонида для учащихся в школе братства.

К сентябрю 1896 г двухэтажное каменное здание школы было построено, и 22 сентября при крестном ходе из Никольской церкви она была освящена и открыта. На его строительство ушло 3740 рублей.

Заведовал школой Короцкий священник (с 1899 г – о.Михаил Зимнев), а хозяйственной частью ведал настоятель Иверского монастыря. В школе было два преподавателя, которые обучали детей соответственно в первом и втором классах. Дьякон Тихоновского монастыря Поликарп Николаевич Соловьев учил детей ремесленному делу.

Обучение в школе было бесплатным, главное внимание уделялось религиозно-нравственному воспитанию. Ученики также участвовали в богослужениях, читали и пели в церкви. В школу принимали не только детей Короцкого прихода, но также из других приходов, преимущественно сирот и детей из бедных семей. При школе было общежитие, где дети проживали или бесплатно, или за небольшую плату в полтора рубля в месяц. В 1915 г в школе было 37 учащихся в первом классе и 13 во втором; обучались как мальчики, так и девочки. В приюте при школе жило 30 детей.

Эта школа являлась лучшим памятником святителю Тихону.

Опубликовано в газете «ПВ» в рубрике «Из истории Валдайских храмов»
вып.19 и 21 за сентябрь и декабрь 2004; вып. 29 и 30 за август и сентябрь 2005 г

]]>http://valday-church.ru/history_korocko_about]]>

фото Ремизов Валерий, Тарасенко Евгения